Разработки уроков

Повторительно-обобщающий урок
«Древняя Индия» и «Древний Китай»

Тип урока: Урок- путешествие.

Оборудование: Модели реки Инд и Хуанхэ, макеты рыб  с написанными на них вопросами, удочка, карточки с географическими признаками Индии и Китая, мультимедийный комплект с проектором, компакт-диск с картами Индии и Китая и характерными для стран изображениями, экран, музыкальные записи  с восточной музыкой, два мешка с наборами предметов, характерных для Индии и Китая, китайская и индийская национальная одежда, два мини-стенда с предметами, характерными для Индии и Китая, ароматические палочки для благовоний с лёгким запахом, тексты изречения Лао Цзы и «Махабхараты», разрезанные на части..

Дополнительно:  два ранее подготовленных «эксперта» (учащихся) по Индии и Китаю в национальных костюмах.

Ход урока

(На экране- заставка урока- изображения здания в восточном стиле с текстом- «Древняя Индия и Древний Китай. Повторительно-  обобщающий урок». Включается тихая восточная музыка, зажигается ароматическая палочка)

Учитель: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в Индию и Китай. Загадочные, до сих пор не до конца изученные страны Востока. Мечты  и усилия правителей многих стран Древнего мира, Средних веков и Нового времени были направлены на то, чтобы добраться до этих удивительных стран, до их несметных богатств. Мы уже много узнали об  этих странах на наших уроках и сейчас вы вспомним и обобщим наши знания. Сегодня на уроке мне будут помогать эксперты (ученики- эксперты встают, представляясь), специально присланные из Индии и Китая. Но поедут со мной в путешествие только те, кто досконально изучил историю этих стран,  так как любая страна в мире, в которую бы вы не направились, будет принимать вас настолько хорошо, насколько вы знаете и уважаете её традиции.
И сейчас мы начнём наш отборочный тур.
У меня есть два мешка, где сложены предметы, характерные для той или иной страны. Итак, кто сделает выбор?
(Вызванный ученик выбирает мешочек (Индия) и вытаскивает предметы, называет их и поясняет, почему они связаны с Индией: шахматы, арабские цифры, фигурку слона и изображение божества. На экране появляется карта Индии).
 ( Далее, эксперт по Индии оценивает ответ ученика).

         Учитель: Ну, куда же мы с вами отправляемся, где расположена эта страна- Индия?
(Вызванный ученик выбирает из набора карточек с описаниями географических  особенностей, те , которые имеют отношение к Индии (реки Инд и Ганг, Гималаи, джунгли, п-ов Индостан, Индийский океан)  и прикрепляет их к доске  под надписью «Древняя Индия»).
 (Далее, эксперт оценивает правильность выбора ученика, комментирует его и при необходимости дополняет).
         Учитель: Итак, мы с вами знаем, что в Индии находятся две крупные реки, Инд и Ганг, в священных водах которых  полным- полно рыбы.  И рыба эта не простая, а говорящая. Кто ещё хочет присоединится ко мне в нашем увлекательном путешествии?
(Вызванные ученики по очереди подходят к макету реки Инд и с помощью удочки вынимают макеты рыб,  читают написанные на них вопросы и отвечают на них. Вопросы: 1. Как называют коренных жителей Индии? 2. Какие основные занятия жителей Индии? 3. Кто такие «арии»?).
         (Эксперт по Индии оценивает и комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
         Учитель: Историю  творят люди  и Индия тому не исключение. В Индии жили и побывали множество людей, которые оставили свой след на страницах мировой истории. Одного из них вы видите сейчас перед собой. Кто может рассказать о нём?
         (На экране появляется изображение А. Македонского. Вызванный ученик  рассказывает о нём)
         Учитель: Немаловажную роль в жизни индийцев играла религия.  Она формулировала их мировоззрение и культуру. Невозможно отправиться в страну, в которой до сих пор почитаются древнейшие божества и ничего о них не знать. Кто знает о индийских богах?

          (На экране поочерёдно появляются изображения богов Шивы и Вишну. Вызванные ученики рассказывают о них).
         Учитель: Особое положение в верованиях индусов занимает бог Брахма. Давайте вспомним, в чём это выражается?
         (На экране появляется изображение бога Брахмы. Вызванный ученик рассказывает о нём  и связанном с ним  делением индийского общества на варны и касты).
         Учитель: Как вы знаете, Индия является родиной одной из мировых религий. Кто подробнее расскажет об этом?
(на экране появляется изображение Будды. Вызванный ученик  рассказывает о Будде и возникновении буддизма).

(Эксперт по Индии оценивает и комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
Учитель: Не менее интересной и загадочной, чем Индия,  страной является Древний Китай. Кто желает  посмотреть, что  у нас приготовлено во втором мешке?
(Вызванный ученик берёт второй мешок и вытаскивает предметы, называет их и поясняет, почему они связаны с Китаем: чай, бумага, компас, фарфоровая чашка. На экране появляется карта Китая).
Учитель: Давайте вспомним, какие географические описания характерны для Китая.
(Вызванный ученик выбирает из набора карточек с описаниями географических  особенностей  те , которые имеют отношение к Китаю (река Хуанхэ, гора Тайшань, Тибет, Жёлтое море)  и прикрепляет их к доске  под надписью «Древний Китай»).
 (Далее, эксперт по Китаю оценивает правильность выбора ученика, комментирует его и при необходимости дополняет).
 Учитель: Итак, в Китае плещутся жёлтые воды реки  Хуанхэ, и в ней тоже много рыбы! Давайте попробуем поудить и здесь.
(Вызванные ученики по очереди подходят к макету реки Хуанхэ и с помощью удочки вынимают макеты рыб,  читают написанные на них вопросы и отвечают на них. Вопросы: 1.Почему китайцы называют свою страну «Срединным царством»? 2.Какая основная еда китайцев? 3.Как связаны Китай и Великий Шёлковый путь?).
         (Эксперт по Китаю  оценивает и комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
         Учитель: В Китае также нет недостатка в известных исторических личностях. Например, один из них- император Шихуанди из династии Цинь. Кто нам расскажет о нём?
(На  экране появляется изображение императора. Вызванный ученик рассказывает о создании Китайской империи и о императоре).
Учитель: Не было недостатка в Древнем Китае и в  грандиозных строениях, таких как Великая Китайская стена, которая является единственным сооружением, видимым на Земле из космоса невооружённым глазом. Кто может рассказать о ней?
(На экране появляется фотография Великой Китайской стены. Вызванный ученик рассказывает историю её создания)
         Учитель: Известна также своей грандиозностью армия из фигурок воинов в натуральную величину из гробницы династии Цинь. Кто знает о них?
         (На экране появляется изображение воинов из гробницы. Вызванный ученик рассказывает о них).
(Эксперт по Китаю  оценивает и комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
Учитель: Большой вклад китайцы внесли и в развитие науки. Кто знает, какая письменность использовалась и используется в Китае?
(На экране появляется  изображение иероглифов. Вызванный ученик рассказывает  о китайских иероглифах и книгах).
Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что только из нашей школы шесть выпускников решили изучать китайский язык в Киевском институте лингвистики.
Но говоря о Китае, невозможно не упомянуть о китайском философе Конфуции. Кто может рассказать о нём?
(На экране появляется изображение Конфуция. Вызванный ученик рассказывает о Конфуции и конфуцианстве).
(Эксперт по Китаю   комментирует ответы и дополнительно рассказывает о Лао Цзы и даосизме).
Учитель: Далее мы проверим, насколько вы изучили и поняли Древние Индию и Китай, а для  этого попробуем восстановить  древние тексты.
(Групповое задание. Класс делится на две группы, одной из них даётся текст «Махабхараты», а другой- известное изречение Лао Цзы, разрезанные на части, и предлагается их восстановить и прочесть вслух).

Учитель: Да, я вижу что сегодня все мы справились с вопросами о Древней Индии и Древнем Китае, так что все достойны отправиться в путешествие в эти интересные и загадочные страны.


Урок – екскурсія

Дорога на Січ

Присвячена 320 річчю
від  дня народження

Петра Калнишевського








Комментариев нет:

Отправить комментарий