Повторительно-обобщающий урок
«Древняя Индия» и «Древний Китай»
Тип урока: Урок- путешествие.
Оборудование: Модели реки Инд и Хуанхэ, макеты рыб с написанными на них вопросами, удочка,
карточки с географическими признаками Индии и Китая, мультимедийный комплект с
проектором, компакт-диск с картами Индии и Китая и характерными для стран
изображениями, экран, музыкальные записи
с восточной музыкой, два мешка с наборами предметов, характерных для
Индии и Китая, китайская и индийская национальная одежда, два мини-стенда с
предметами, характерными для Индии и Китая, ароматические палочки для
благовоний с лёгким запахом, тексты изречения Лао Цзы и «Махабхараты»,
разрезанные на части..
Дополнительно:
два ранее подготовленных «эксперта» (учащихся) по Индии и Китаю в
национальных костюмах.
Ход урока
(На экране- заставка урока- изображения здания в восточном стиле с
текстом- «Древняя Индия и Древний Китай. Повторительно- обобщающий урок». Включается тихая восточная
музыка, зажигается ароматическая палочка)
Учитель: Сегодня мы отправляемся с вами в путешествие в Индию и
Китай. Загадочные, до сих пор не до конца изученные страны Востока. Мечты и усилия правителей многих стран Древнего
мира, Средних веков и Нового времени были направлены на то, чтобы добраться до
этих удивительных стран, до их несметных богатств. Мы уже много узнали об этих странах на наших уроках и сейчас вы
вспомним и обобщим наши знания. Сегодня на уроке мне будут помогать эксперты (ученики- эксперты встают, представляясь), специально
присланные из Индии и Китая. Но поедут со мной в путешествие только те, кто
досконально изучил историю этих стран,
так как любая страна в мире, в которую бы вы не направились, будет
принимать вас настолько хорошо, насколько вы знаете и уважаете её традиции.
И сейчас мы начнём наш
отборочный тур.
У меня есть два мешка,
где сложены предметы, характерные для той или иной страны. Итак, кто сделает
выбор?
(Вызванный ученик выбирает мешочек (Индия) и вытаскивает предметы,
называет их и поясняет, почему они связаны с Индией: шахматы, арабские цифры,
фигурку слона и изображение божества. На экране появляется карта Индии).
( Далее, эксперт по Индии
оценивает ответ ученика).
Учитель: Ну, куда же мы с вами
отправляемся, где расположена эта страна- Индия?
(Вызванный ученик выбирает из набора карточек с описаниями
географических особенностей, те ,
которые имеют отношение к Индии (реки Инд и Ганг, Гималаи, джунгли, п-ов
Индостан, Индийский океан) и прикрепляет
их к доске под надписью «Древняя
Индия»).
(Далее, эксперт оценивает
правильность выбора ученика, комментирует его и при необходимости дополняет).
Учитель: Итак, мы с вами знаем,
что в Индии находятся две крупные реки, Инд и Ганг, в священных водах
которых полным- полно рыбы. И рыба эта не простая, а говорящая. Кто ещё
хочет присоединится ко мне в нашем увлекательном путешествии?
(Вызванные ученики по очереди подходят к макету реки Инд и с помощью
удочки вынимают макеты рыб, читают написанные
на них вопросы и отвечают на них. Вопросы: 1. Как называют коренных жителей
Индии? 2. Какие основные занятия жителей Индии? 3. Кто такие «арии»?).
(Эксперт
по Индии оценивает и комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
Учитель: Историю творят люди
и Индия тому не исключение. В Индии жили и побывали множество людей,
которые оставили свой след на страницах мировой истории. Одного из них вы
видите сейчас перед собой. Кто может рассказать о нём?
(На экране появляется изображение А.
Македонского. Вызванный ученик
рассказывает о нём)
Учитель: Немаловажную роль в жизни
индийцев играла религия. Она
формулировала их мировоззрение и культуру. Невозможно отправиться в страну, в
которой до сих пор почитаются древнейшие божества и ничего о них не знать. Кто
знает о индийских богах?
(На
экране поочерёдно появляются изображения богов Шивы и Вишну. Вызванные ученики
рассказывают о них).
Учитель: Особое положение в верованиях индусов занимает бог Брахма.
Давайте вспомним, в чём это выражается?
(На экране появляется изображение бога
Брахмы. Вызванный ученик рассказывает о нём
и связанном с ним делением
индийского общества на варны и касты).
Учитель: Как вы знаете, Индия является родиной одной из мировых
религий. Кто подробнее расскажет об этом?
(на экране появляется изображение Будды. Вызванный ученик рассказывает о Будде и возникновении буддизма).
(Эксперт по Индии оценивает и комментирует ответы, при необходимости
дополняет их).
Учитель: Не менее интересной и загадочной, чем Индия, страной является Древний Китай. Кто
желает посмотреть, что у нас приготовлено во втором мешке?
(Вызванный ученик берёт второй мешок и вытаскивает предметы, называет их
и поясняет, почему они связаны с Китаем: чай, бумага, компас, фарфоровая чашка.
На экране появляется карта Китая).
Учитель: Давайте вспомним, какие географические описания характерны
для Китая.
(Вызванный ученик выбирает из набора карточек с описаниями
географических особенностей те , которые имеют отношение к Китаю (река
Хуанхэ, гора Тайшань, Тибет, Жёлтое море)
и прикрепляет их к доске под
надписью «Древний Китай»).
(Далее, эксперт по Китаю оценивает
правильность выбора ученика, комментирует его и при необходимости дополняет).
Учитель:
Итак, в Китае плещутся жёлтые воды реки
Хуанхэ, и в ней тоже много рыбы! Давайте попробуем поудить и здесь.
(Вызванные ученики по очереди подходят к макету реки Хуанхэ и с помощью
удочки вынимают макеты рыб, читают
написанные на них вопросы и отвечают на них. Вопросы: 1.Почему китайцы называют
свою страну «Срединным царством»? 2.Какая основная еда китайцев? 3.Как связаны
Китай и Великий Шёлковый путь?).
(Эксперт
по Китаю оценивает и комментирует
ответы, при необходимости дополняет их).
Учитель: В Китае также нет недостатка в известных исторических
личностях. Например, один из них- император Шихуанди из династии Цинь. Кто нам
расскажет о нём?
(На экране появляется изображение
императора. Вызванный ученик рассказывает о создании Китайской империи и о
императоре).
Учитель: Не было недостатка в Древнем Китае и в грандиозных строениях, таких как Великая
Китайская стена, которая является единственным сооружением, видимым на Земле из
космоса невооружённым глазом. Кто может рассказать о ней?
(На экране появляется фотография Великой Китайской стены. Вызванный ученик
рассказывает историю её создания)
Учитель: Известна также своей грандиозностью армия из фигурок воинов
в натуральную величину из гробницы династии Цинь. Кто знает о них?
(На экране появляется изображение воинов из
гробницы. Вызванный ученик рассказывает о них).
(Эксперт по Китаю оценивает и
комментирует ответы, при необходимости дополняет их).
Учитель: Большой вклад китайцы внесли и в развитие науки. Кто знает,
какая письменность использовалась и используется в Китае?
(На экране появляется изображение
иероглифов. Вызванный ученик рассказывает
о китайских иероглифах и книгах).
Учитель: Хочу обратить ваше внимание, что только из нашей школы шесть
выпускников решили изучать китайский язык в Киевском институте лингвистики.
Но говоря о Китае, невозможно не
упомянуть о китайском философе Конфуции. Кто может рассказать о нём?
(На экране появляется изображение Конфуция. Вызванный ученик рассказывает
о Конфуции и конфуцианстве).
(Эксперт по Китаю комментирует
ответы и дополнительно рассказывает о Лао Цзы и даосизме).
Учитель: Далее мы проверим, насколько вы изучили и поняли Древние
Индию и Китай, а для этого попробуем
восстановить древние тексты.
(Групповое задание. Класс делится на две группы, одной из них даётся
текст «Махабхараты», а другой- известное изречение Лао Цзы, разрезанные на
части, и предлагается их восстановить и прочесть вслух).
Комментариев нет:
Отправить комментарий