Методические разработки

Методы и приёмы усвоения знаний на уроках истории
(Работа с хронологией и историческими документами)

Работа с историческими документами
Работа с историческими документами (ИД) является важной составляющей в курсе изучения истории.
Задачи  учащегося при работе с историческим документом (5-6 классы)
Основная задача– извлечение сведений простого характера из ИД.
Учащийся должен уметь:
1. Определить тип документа.
2. Определить время написания ИД или историческую эпоху.
3. Определить автора (если возможно) или принадлежность автора к социальной группе.
4. Расположить несколько ИД в хронологическом порядке.
5. Работать с ИД по отдельным вопросам учителя.
6. Составлять конкретные вопросы к документу.
7. Пересказать содержание ИД.
8. Составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием ИД.
9. Анализировать ИД по предлагаемому плану.
10. Составить развернутый рассказ с использованием нескольких ИД.
Памятка ученику «Как работать с текстом исторического источника" (5-6 классы)
1. Прочитайте документ.
2. Кто автор документа?
3. О каком историческом событии или явлении рассказывает документ?
4. Указано ли в документе кому он адресован?
5. Определите:
• о чем вы узнали из документа;
• что самое главное в тексте;
• что нужно запомнить;
6. Составьте вопросы к тексту, начиная словами "почему", "зачем", "как".
7. Сделайте выводы.
Задачи  учащегося при работе с историческим документом (7-8 классы)
Работа с ИД для учащихся 7-8-х классов подразумевает более глубокий аналитический характер.
Учащийся должен уметь:
1. Оставить вопросы к ИД более глубокого аналитического характера.
2. Анализировать ИД по предлагаемому плану (более сложный план).
3. Анализировать ИД в контексте исторической ситуации.
4. Использовать ИД для доказательства какого-либо исторического факта, события, собственного мнения.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких ИД.
6. Выстраивать собственные суждения, опираясь на материал одного или нескольких ИД.
Памятка ученику «Как работать с текстом исторического источника" (7-8 классы)
1. Прочитайте текст.
2. Определите основную часть текста. В каком предложении изложена главная идея, главный смысл?
3. О каком историческом событии или явлении, о каких исторических персонажах идет речь?
4. Определите в тексте исторического источника:
• что важно ?;
• что нужно запомнить?
• о чем узнали впервые?
• что было необычным, неожиданным?
5. Составьте вопросы к тексту, начиная их словами "почему", "с которой"," как ".
6. Определите свое отношение к тексту.
Задачи  учащегося при работе с историческим документом (9-11 классы)
Желаемый уровень для выпускника  школы предусматривает творческий характер работы с ИД.
 Учащийся должен уметь:
  1. Отбирать необходимый материал из нескольких ИД для самостоятельного решения учебной задачи.
  2. Сопоставлять ИД с другими историческими источниками.
  3. Сопоставлять ИД, отражающие различные взгляды на одно и то же событие.
  4. Выявлять причинно-следственные связи событий и фактов, отраженных в ИД.
  5. Извлекать из нескольких ИД необходимую информацию, обобщать и анализировать ее.
  6. Свободно оперировать информацией, добытой в результате анализа нескольких ИД.
Памятка ученику «Как работать с текстом исторического источника" (9-11классы)
1. К какому виду относится документ.
2. Что это за документ? (воспоминания; публичное обращение; политический документ, правительственное постановление и т.д.)
3. Кто автор? Политическая, национальная, этническая, служебная принадлежность автора? Был ли автор очевидцем описанных событий, принимал в них участие?
4. Когда появился источник?
5. Автор просто передает информацию или документ содержит взгляды и выводы автора?
6. Есть ли в документе какие-либо утверждения или фразы, которые бы свидетельствовали о предпочтениях автора, о его точке зрения?
7. Есть ли в тексте факты, позволяющие считать этот документ достоверным источником информации?
Этапы работы с историческими документами
Обучение работе с организуется по следующим направлениям:
1. Обучение постановке вопросов к ИД.
2. Обучение составлению плана исследования.
3. Формирование умения анализировать содержание исторического документа.
Обучение постановке вопросов к ИД
(на примере 5-6 классов)
1-й этап. Учащимся предлагается составить все возможные вопросы к конкретному ИД.
2-й этап. Один из учащихся озвучивает вопросы, а класс сравнивает их со своими, отсеивая похожие или аналогичные.
3-й этап. Учащиеся коллективно под контролем учителя выстраивают вопросы в логической последовательности.
4-й этап. Один из учащихся анализирует документ в соответствии с получившимся планом.
План анализа ИД
(на примере  6-го класса,
документ «Из законов царя Хаммурапи»)
1. К какому типу относится документ?
2. В какое время могли быть написаны законы?
3. Кто автор законов? Мог ли их написать кто-то другой?
4. Определить, на какие категории делилось население Древнего Вавилона.
5. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?
6. Можно ли определить основные занятия жителей Древнего Вавилона?
7. Зачем Хаммурапи ссылается на Бога Солнца?
8. Можно ли применять эти законы сегодня?
Формирование умения анализа содержания исторического документа
Анализ содержания ИД предполагает:
1. Определение типа документа.
2. Установление автора.
3. Уточнение даты создания документа.
4. Выяснение сути документа.
5. Прогнозирование цели создания документа.
6. Выявление информации, относящейся к обозначенной проблеме.
Работа с хронологией
            Обилие хронологических сведений создаёт дополнительные затруднения при изучении курса истории учащимися.
            Нельзя допускать простое механическое зазубривание исторических дат.
            При выборе конкретных приемов и средств изложения хронологических сведений на отдельном уроке  главное методическое правило: этот выбор определяется характером исторического факта, его местом в истории и задачами установления его связей и отношений с другими фактами.
            Постоянная тренировка в работе с хронологией – это одно из условий успешной сдачи ЗНО.
Работа с хронологией
Хронологические таблицы
Хронологический календарь (таблица) используется во всех классах при изучении истории. Он состоит колонок  «Дата, Событие»
Такие таблицы используются в качестве справочного материала по хронологии и представляют из себя сетку дат и событий,  о которых идёт речь в  учебниках истории.
            Улучшает запоминание использование исторических дат  использование тематических хронологических таблиц «Дата, событие, историческое значение»
При изучении масштабных исторических событий возможно использование такого вида хронологических записей, как  хронотоп – таблица с колонками «Дата, Место, Результат события», в которой главное внимание уделяется времени и месту изучаемого события, что позволяет закрепить представление учащихся о масштабности хода и закономерности результата  события
            При систематизации и обобщении учебного материала школьникам помогает воспринимать историю разных стран и народов как единый всемирно-исторический процесс установление временных и синхронистических связей между событиями в разных странах.
Работа с хронологией
Работа с хронологическими данными  для повышения эффективности  запоминания дат учащимися должна проводиться  при комплексном использовании трёх типов восприятия    информации: визуального, аудиального, кинестетического     
 Дату исторического события для улучшения запоминания необходимо:
 чётко и громко озвучить (аудиалы)
 написать на доске и  записать в тетрадь (визуалы)
 эмоционально окрасить (кинестетики)
Работа с хронологией.
 Диагностика хронологических знаний
При диагностике хронологических знаний и умений учащихся рекомендуется использование разнообразных видов заданий:
1. Хронологические задачи (стандартные и нестандартные);
2. Хронологические примеры;
3. Хронологические уравнения;
4. Хронологические диктанты; тесты:
а) с выбором ответа,
б) на восстановление соответствия,
в) на группировку хронологической информации,
г) с ограничениями на ответ,
д) на определение хронологической последовательности,
е) на исключение лишнего;
5. Хронологические игры. 



Модель аспектів діяльності предметної комісії вчителів історії



Предметні олімпіади
Учні








Напрямки
роботи
ШПК
Учителі
Методичні семінари, наради, лабраторії
Конференції, семінари, «круглі столи»
Робота з молодими учителями
Предметні тижні
Предметні тижні
Факультативи, гуртки, клуби
Методичні, фахові та творчі конкурси
Конкурси, турніри

Передовий педагогічний досвід
Пошукова, дослідницька та наукова діяльність

Пошуково- дослідницька та наукова діяльність
Самоосвітня діяльність

Виставка педагогічних ідей
Інноваційні форми і методи навчання
Дебати




Комментариев нет:

Отправить комментарий